Недавно руководство страны снова подняло вопрос о введении единого налога на недвижимость. Тема, к слову, не новая – с завидной периодичностью она обсуждается последние 8 лет, и пока создается впечатление, что вопросов больше, чем ответов. Но не так давно премьер-министр России Дмитрий Медведев сообщил, что данный налог будет введен в действие с 2013 года. Подробнее о введении налогообложения недвижимого имущества рассказывают специалисты ГК «МИЦ».
Последний раз тема введения единого налога на недвижимость активно обсуждалась в 2010-2011 годах. Тогда была озвучена дата предполагаемого введения – 1 января 2013 года. В период с конца 2011 до середины 2012 года Россия была почти полностью поглощена выборами, а поэтому не совсем популярную меру решили чуть отсрочить – до 2013 года – чтобы не портить электорату настроение.
Основными целями введения единого налога, сообщают специалисты ГК «МИЦ», являются оптимизация процесса налоговых сборов, установление новых форм контроля налогообложения, формирование имущественной системы налогообложения с последующим снижением других налогов, например, таких, как НДС. Инициаторы нового законодательства планируют ввести такой налог, который не будет связан с налоговой конкуренцией на международном уровне.
Ряд экспертов рынка недвижимости считают, что озвученные меры вряд ли смогут быть осуществлены в 2013 или даже 2014 году. Главная причина – чисто техническая: единый кадастр объектов недвижимости, на основе которого собираются вводить единый налог на недвижимость, пока окончательно не сформирован. Также до сих пор не установлена процентная шкала, которая позволит осуществлять расчет налога исходя из стоимости имущества в разных регионах России, ведь такой налог должен быть дифференцированным и зависеть от ситуации на местном рынке недвижимости. Пока четко не обозначено и то, как будет соотноситься с налогооблагаемой базой доход собственников. Нет пока у законодателей представления и о таких аспектах, как льготы и вычеты в налоге на недвижимость. И один из главных открытых вопросов – схема определения государственной стоимости объектов недвижимости, без которой введение налога не представляется возможным.
Первый вариант такой схемы – это формирование государственной стоимости на основе реальной рыночной стоимости имущества и отход от тех ценовых оценок, которые долгое время делались специалистами БТИ. Изменение схемы позволит сделать величину налога зависящей от настоящей стоимости недвижимого имущества. Вторая предполагаемая схема определения государственной стоимости объектов недвижимости основывается не на рыночных ценах, а на кадастровых оценках. Критики данной схемы при этом замечают, что она получится слишком «грубой», неточной, т.е. в ней не учитываются различные индивидуальные особенности объекта, например, виды из окна, а ведь эта характеристика зачастую влияет на рыночную стоимость жилья довольно значительно.
Большинство специалистов рынка недвижимости сегодня сходятся во мнении, что главная проблема единого налогообложения объектов недвижимости заключается в достоверной оценке ее стоимости. Большое внимание в этом вопросе уделяется разработке методик противодействия коррупционному элементу при оценке.
«Новая система налогообложения недвижимости может принести ощутимую пользу только в том случае, если полученные государством средства от налогового сбора будут расходоваться контролируемо и целенаправленно, - подводят итог специалисты ГК «МИЦ». – В первую очередь эти средства следует направить на реализацию проектов в жилищно-коммунальной сфере».