Доля однокомнатных квартир в структуре сделок с жильем бизнес-класса на вторичном рынке за 2012 год выросла почти в 2,5 раза. Такие данные приводят специалисты компании «Авангард М» (холдинг «Миэль»), специализирующейся на работе в этом сегменте.
Долгое время однокомнатная квартира считалась «прерогативой» сегмента эконом-класса. Именно в этой ценовой категории «однушки» всегда были самым востребованным товаром в силу своей невысокой (по сравнению с многокомнатными квартирами) стоимости. Что же касается объектов более высокой ценовой категории, то им покупатели предпочитали более «масштабные» квартиры. Среди наиболее распространенных аргументов – возможность расширения семьи и «непрестижность» однокомнатного жилья для солидного человека.
Однако, к концу 2012 года участники рынка констатировали, что менталитет покупателей бизнес-класса изменился. С одной стороны, люди перестали пытаться угадать, что будет завтра, и начинают жить сегодняшним днем, предпочитая «по-западному» расширять жилплощадь по мере необходимости. С другой – на первое место вышел рациональный выбор жилья, где «излишки» площади представляются просто пустой тратой денег. В то же время у потребителей выработался определенный пул требований к недвижимости, в покупку которой они теперь готовы вкладываться. Конечные потребители стали куда требовательнее как к качеству строительства, так и к качеству ремонта, уровню отделки и отделочных материалов.
Подтверждением сказанному может служить статистика продаж. Например, в структуре сделок, проведенных компанией «Авангард М» в сегменте вторичных квартир бизнес-класса, в 2011 году на однокомнатные квартиры приходилось лишь 10% от общего объема продаж, а в 2012 году этот показатель поднялся до отметки 23,5%.
«Если бы подобная статистика датировалась 2008-м, 2009-м или даже 2010-м годом, рост спроса на однокомнатные квартиры можно было бы объяснить чисто экономическими причинами. Но мы ведь сравниваем посткризисные 2011-й и 2012-й годы, и здесь далеко не все упирается в экономику. Конечно, делая выбор в пользу однокомнатной квартиры (а это квартира с одной спальней и большой кухней-гостиной (как правило, переделанная из стандартной «двушки» площадью от 40 до 70 кв.м), люди думают о финансовой стороне вопроса. Но если бы эти квартиры не соответствовали современным представлениям о комфорте, такой статистики продаж не было бы. Наши покупатели приходят и в живую видят, где они будут спать или обедать, где будут играть или делать уроки их дети, и вообще, как будет организована их жизнь. При таком подходе само по себе количество квадратных метров перестает быть главным критерием выбора», - комментирует ситуацию генеральный директор компании «Авангард М» Алла Вишневская.
Главное требование современного покупателя – это функциональность предложенного ему жилья. Более того, в лидерах рынка оказались те компании, которые готовы подумать за покупателя, как грамотно распланировать и функционально использовать свою квартиру – то есть, как разместить в ней всех членов семьи, избежав «конфликтов интересов и поколений». В частности, согласно подсчетам компании «Авангард М» менее 5% покупателей «вторички» бизнес-класса готовы приобретать жилье на начальном этапе ремонта, иметь возможность «вторгнуться» в процесс отделки и выбор материалов и в финале получить квартиру, отделанную по своему вкусу. Подавляющее большинство использует предоставляемую возможность устраниться от любых хлопот, связанных с ремонтом, перепланировкой, бюрократическими процедурами, разборками с соседями и т.д. Причем свое решение они обуславливают не только желанием сберечь силы, нервы и время: большинство признает, что профессионалы куда грамотнее могут спланировать необходимое для жизни пространство, сделав его комфортным, функциональным и в то же время индивидуальным.