До середины 2013 года в Москве планируется осуществить снос около 100 жилых домов. Часть из них входит в список, утвержденный специальной «Городской программой комплексной реконструкции районов пятиэтажной застройки первого периода индустриального домостроения». В соответствии с ней, сносу подлежат дома определенных серий, а также аварийные здания и дома, которые располагаются в зоне реконструкции отдельных кварталов. Параллельно со сносом будет происходить и переселение жильцов сносимых ломов. До конца 2012 года – из 45 домов, в первой половине 2013 – из 76. Об особенностях выселения жителей сносимых домов рассказывают специалисты ГК «МИЦ».
Избавиться от старых пятиэтажных домов, построенных в Москве в 60-ых гг. ХХ века, решили еще в 1995 году, когда и была разработана программа комплексной реконструкции. На данный момент она практически реализована и будет завершена к 2014-2015 гг. Из запланированных под снос 1700 домов снесено и расселено уже 1300 объектов. Среди зданий, которые городские власти собираются снести, панельные дома серий 1-МГ300, II-32, II-35, К-7, 1605-АМ, модификации этих объектов. Самое важное для жителей домов, попавших в списки программы, заключается в том, что муниципальные власти осуществляют переселение жильцов таких зданий в более современные дома. Многих волнуют вопросы – куда будут переселять? На какие нормативы будут опираться при предоставлении нового жилья? Можно ли улучшить свои жилищные условия в связи с реализацией данной программы?
Долгое время владельцам квартир в сносимых домах при переселении удавалось улучшить свои жилищные условия по метражу. При переселении давалось жилье, которое должно было быть не только равнозначным по количеству комнат, но и его площадь должна была быть не меньше, чем в старой квартире. Это позволяло многим улучшать свои жилищные условия, так как квартиры в новых домах, как правило, больше, чем аналогичные «однушки», «двушки» и «трешки» в старых зданиях.
Для тех, кто проживал в квартире по договору социального найма, были установлены специальные нормативы: 33 кв.м – на одного человека, 42 кв. м – на семью из двух членов, 18 кв. м на человека в том случае, если в семье более трех человек. Многим это позволяло существенно улучшить условия проживания, ведь закон приравнивал жильцов-переселенцев к очередникам, ожидающим улучшения своих жилищных условий.
Если семья в сносимом доме жила в стесненных условиях, то в новом доме им предоставлялось имущество по социальным нормам. Иногда это приводило к некоторым злоупотреблениям. Ожидая переселения, люди начинали прописывать в свою квартиру как можно больше родственников, чтобы получить больше квадратных метров. Таким вот образом переселенцы опережали очередников, получали их квадратные метры.
В начале 2011 года ситуация поменялась. В закон города Москвы от 31 мая 2006 г. №21 «Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении» были внесены изменения, касающиеся статей 7 и 13. Теперь законодательство не позволяет при переселении жильцов из сносимых домов улучшать условия проживания вне общей очереди на жилье. Переселенцы получают равнозначную по количеству комнат и площади квартиру. Среди переселенцев это вызвало волны возмущения. Ведь бывало так, что их знакомые из соседнего дома, переселенные до введения поправок, получили жилье с увеличением квадратных метров.
Процесс расселения во многом зависит от строительства новых многоквартирных домов, в которых есть квартиры с зарегистрированным правом собственности города. Как только такие квартиры вводятся в эксплуатацию, то сразу начинается расселение.
Как замечают специалисты ГК «МИЦ», сейчас проблема при переселении жителей ветхого фонда жилья возникает в том случае, если их новое место жительства оказывается в отдаленных от центра районах Москвы. Были случаи, когда жильцам предлагали переселиться за МКАД, так как рядом со сносимым в черте города домом просто нет подходящего жилья. В случае с предложением по переселению, которое жильцов ветхих зданий не удовлетворяет, есть возможность его избежать. Насильно переселить гражданина городская администрация не сможет, она будет только предлагать варианты. А человеку предстоит выбирать – либо соглашаться, либо ждать лучшего.