Утром деньги, а вечером стулья? Или утром стулья, а вечером деньги? В таком деле, как покупка квартиры, этот вопрос более чем просто актуален. Когда речь заходит о крупных суммах денег, каждый, естественно, стремится максимально себя обезопасить. Итак, как лучше и надежнее организовать передачу денежных средств при покупке квартиры?
Самый простой способ – это передача денег из рук покупателя в руки продавца в день подписания договора. Но это, по словам сотрудников компании «МИЦ-Недвижимость», способ не только устаревший, но и достаточно рискованный. Судите сами: подписанный договор передается в регистрирующие органы, и процесс регистрации может занять до нескольких недель. Продавцу бояться нечего, а вот покупатель имеет шанс остаться без денег, если по каким-то причинам сделку не зарегистрируют, а продавец к тому времени скроется в неизвестном направлении.
Если договор купли-продажи оформляется с помощью риэлторского агентства, то можно воспользоваться его услугами и при расчетах. Покупатель передает агентству наличные средства, которые впоследствии получает продавец при условии свершения сделки. Минусом данной схемы может стать недоверие, страх участников сделки перед возможным банкротством агентства. С точки зрения же удобства это, пожалуй, приоритетный способ расчетов: все процедуры проходят в одном месте, нет необходимости куда-то ездить, за что-то дополнительно платить.
Более современный и наиболее стабильный способ расчетов – это расчеты через банк. Для физических лиц существует несколько вариантов проведения операций с деньгами. Это безналичный расчет, аккредитив и банковская ячейка. Безналичный расчет – это перевод средств с банковского счета покупателя на счет продавца. Это удобный и достаточно безопасный способ,говорит Инна Игнаткина, руководитель отделения компании «МИЦ-Недвижимость», но его минусом являются такие аспекты, как открытие банку и налоговым службам реальной суммы сделки, а также те самые риски, что и при наличном расчете. Тот факт, что деньги на счету покупателя имеются, еще не гарантирует, что он их вовремя переведет. А переведя, он не будет до последнего уверен, что его не обманули, пока не получит зарегистрированный договор, а это, как было сказано, может занять недели.
Аккредитив – это особая форма безналичного расчета. Благодаря ему покупатель может поместить в банк одну или несколько сумм, каждая из которых будет перечислена продавцу в случае выполнения определенных условий. Например, аванс перечисляется после подписания договора, остаток суммы – после предъявления продавцом соответствующей выписки из реестра, зарегистрированный договор или другие оговоренные документы. Нет документов – нет и денег. Данный способ удобный и безопасный. Его минусы – это стоимость услуги, она может составить до 0,2% суммы перевода. Если же сделка не состоится, то аккредитив блокируется и получить деньги назад можно будет только по решению суда. К тому же, при оформлении аккредитива участники сделки вынуждены озвучивать реальные суммы, что не всегда устраивает обе стороны.
Банковская ячейка с этой точки зрения – более простой способ передать деньги и сохранить коммерческую тайну. Однако не нужно забывать, что перед покупателем встанут такие вопросы, как снятие денег со счета (если они хранятся там)или их перевозка в банк. При расчете с помощью ячейки, составляется определенный договор, по которому доступ к ячейке продавец получает по предъявлению оговоренных документов. Если же сделка срывается, то покупатель забирает деньги сам. По словам Инны Игнаткиной, именно этот способ расчетов сейчас является самым популярным на рынке.