В 2011 году объем рынка канцелярских товаров увеличился на 5,2%, при этом инфляция по итогам года составила 6,1%, а прирост цен на непродовольственные товары – 6,7%.
С ростом объема рынка в денежном выражении происходит замедление темпов его роста, которое связано с постепенным насыщением рынка и усилением конкуренции. Кроме того, на падение темпов роста оказывает влияние демографический кризис, который стал основной причиной снижения спроса на школьную канцелярию.
Однако в 2011 году намечается тенденция увеличения спроса школьных товаров в связи с тем, что влияние демографического кризиса 80-90-х годов постепенно снижается.
Активными потребителями канцтоваров в стране являются три группы населения:
• Дети в возрасте от 5 до 15 лет
• Старшие школьники и студенты в возрасте от 16 до 19 лет
• Работающие граждане (офисные работники) в возрасте от 20 до 49 лет
Объем импорта канцелярских товаров в стоимостном выражении в 2011 году увеличился на 9% по сравнению с показателями 2010 года. Объемы экспорта канцтоваров, по официальным данным, не превышают 10% от объема импорта, при этом за период с 2003 года доля экспорта в общем объеме производства канцтоваров в России сократилась, а физический объем сохранился на прежнем уровне.
По оценке «Экспресс-Обзор», в 2012 году рынок канцтоваров увеличится на 6%, такой же рост будет и по итогам 2013 года. В дальнейшем темпы роста рынка будут снижаться в связи с постепенным насыщением рынка.