Наибольшее количество утечек информации происходит из-за халатности сотрудников. На первый взгляд может показаться, что случайно распространенная информация не может принести компании крупных потерь, однако порой случайно разглашенные данные, предназначенные только для использования внутри компании, могут значительно подмочить репутацию предприятия и даже привести к прямым убыткам.
Тем не менее, никакое случайное разглашение информации не способно сравниться с потерями, которые могут возникнуть в случае целенаправленной атаки конкурентов на секретные данные компании. Мало того, что сама информация о «сливе» способна значительно усложнить жизнь пострадавшей стороне, но и сами похищенные данные могут опорочить славное имя компании. Но самую большую угрозу представляют экономические потери. Ведь нередко информация для внутреннего использования стоит даже больше, чем все имущество компании вместе взятое.
Специалисты из аналитического центра компании Falcongaze, разработавшей систему для контроля утечки данных и анализа активности персонала SecureTower, выяснили, какие типы информации представляют наибольший интерес для конкурентов.
Проведя анализ инцидентов, связанных с промышленным шпионажем выяснилось, что больше всего конкурирующие компании ценят информацию о потенциальных клиентах и сделках компаний-соперниц. Причем одинаковую ценность представляют данные как о уже заключенных договорах, так и тех, которые еще находятся на стадии согласования. К информации такого типа конкуренты проявляли интерес 42% случаев.
23% инцидентов были связаны с тем, что конкуренты пытались выяснить планы компании касательно стратегического развития, освоения новых рынков, а также относительно новых разработок.
Еще одним достаточно распространенным типом промышленного шпионажа являются попытки выяснить что-либо о сотрудниках компании-конкурента. В большинстве случаев информация подобного рода используется конкурентами для переманивания ключевых работников к себе в команду. В дополнение к этому сотрудник, решивший перейти работать к конкурентам, нередко соглашается прихватить с собой имеющуюся базу контактов и увести часть клиентов. Также конкуренты часто пытаются узнать об уровне зарплат сотрудников и о существующих в компании премиях и принципах поощрения работников. Такую информацию конкуренты пытались узнать в 17% случаев.
11% ситуаций, связанных с недобросовестными действиями конкурентов являются попытками раздобыть разработки, сделанные в компаниях-соперницах. Наибольшей ценностью в глазах конкурентов обладают чертежи, алгоритмы и коды программ, - то есть та информация, которая при относительно небольшом объеме способна в буквальном смысле разрушить всю работу компании.
Встречались такие ситуации, когда конкуренты пытались разведать случаи нарушения законодательства внутри компании или другие сведения, способные подорвать репутацию организации или же пригодные для шантажа. Попытки узнать об информации такого типа составили 7%.
Разглагольствования о недопустимости недобросовестной конкуренции ведутся испокон веков, однако практической пользы такие рассуждения не приносят, а может даже, и усугубляют ситуацию. Если конкурент решил пойти по кривой тропинке обмана, то пессимистичными вздохами о несправедливости этого мира его не остановить, а значит можно получить болезненный удар в спину. И силы, которые необходимы для дальнейшего развития придется пустить на то, чтобы от этого болезненного удара оправиться. Если уж речь заходит о разведке, то здесь стоит думать не о том, как устроить кровавую вендетту в логове обидчика, а о том, как достойно защитить от посягательств собственное гнездо.