В ноябре 2011 года компания DISCOVERY Research Group завершила исследование российского рынка обогревателей центрального отопления.
В исследовании рассматриваются конвекторные и панельные обогреватели, а также различные виды радиаторов центрального отопления.
По расчетам DISCOVERY Research Group по данным ФТС, объем импорта обогревателей центрального отопления в 2010 г. составил 8,4 млн.шт., что на 61% превышает показатели предыдущего года. За 7 мес. 2011 г. объем импорта составил – 4,7 млн.шт. По прогнозу DISCOVERY Research Group, в 2011 г. импорт составит приблизительно 8,1 млн.шт.
В стоимостном выражении объем импорта обогревателей в 2010 г. составил 389,0 $ млн., что на 49% превышает показатели по 2009 г. По итогам 7 мес. 2011 г., объем импорта составил 232,5 3 $ млн. По прогнозу DISCOVERY Research Group, в 2011 г. импорт составит приблизительно 398,5 $ млн.
Российский экспорт обогревателей центрального отопления в 2009 г. составил 162,0 тыс.шт., что на 56% превышает показатели 2010 г. – 71,4 тыс.шт. За 7 мес. 2011 г. объем экспорта составил 20,8 тыс.шт. По прогнозу DISCOVERY Research Group в 2011 г. импорт составит приблизительно 35,7 тыс.шт.
В стоимостном выражении объем экспорта обогревателей центрального отопления в 2010 г. составил 4,2 $ млн., что вдвое меньше, чем в 2009 г. По итогам 7 мес. 2011 г., экспорт составил 1,5 $ млн. По прогнозу DISCOVERY Research Group в 2011 г. экспорт составит приблизительно 2,7 $ млн.
В структуре импорта в натуральном выражении наибольшую долю составляют секционные радиаторы, которая, по данным за 2010 г. составляет 84,9%. На панельные обогреватели приходится 4,4%, конвекторные – 0,1%. На прочие типы обогревателей приходится 10,6%. В стоимостном выражении на секционные обогреватели приходится 78,1%.
В период до 2008 года российский рынок обогревателей отопления характеризовался положительной динамикой, а его ежегодные темпы роста составляли в среднем около 20%. В 2007-2008 году развитие рынка поддерживала реализация приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".
Однако экономический кризис негативно отразился на рынке радиаторов отопления: продажи перестали расти в связи с сокращением строительства и падением доходов населения.
В настоящее время спрос на радиаторы отопления обеспечивается за счет вторичного рынка недвижимости и новостроек. Комплектация радиаторами новых зданий может производиться как централизованно строительной компанией, так и индивидуально жильцами дома или хозяевами здания.
Одной из характерных черт российского рынка радиаторов отопления является тот факт, что его значительный объем формируется за счет импортных поставок. Причем степень присутствия импортной продукции отличается по сегментам. Наиболее сильные позиции зарубежные производители закрепили в сегменте стальных и алюминиевых радиаторов, в которых объем импорта во много раз превосходит внутреннее производство. Это говорит о том, что российский рынок находится на стадии роста и имеет большой потенциал. Исключением является рынок дешевых чугунных радиаторов, где потребности рынка покрываются за счет отечественных производителей.
Объем производства чугунных радиаторов в 2010 г. составил 1173,9 тыс.шт., что на 20% ниже показателей за 2009 г. – 1461,7 тыс.шт.
Согласно расчетам DISCOVERY Research Group, объем рынка чугунных радиаторов центрального отопления в 2010 г. составил приблизительно 1411,4 тыс. щт., что на 4,3% меньше значений по предыдущему году – 1474,5 тыс. шт. По нашим прогнозам, в 2011 г. тенденция к спаду на рынке сохранится примерно на том же уровне, объем рынка составит около 1350,9 тыс. шт.