23.02.2011 00:00
Мероприятия.
Просмотров всего: 5348; сегодня: 1.

Выцветший полиэтилен

Выцветший полиэтилен

Перерабатывать полиэтилен в России неинтересно. Эта отрасль нефтехимии перестает быть рыночной и превращается в вертикаль монополий.

На состоявшейся 15 февраля 2011 года конференции «Полиэтилен 2011», которая прошла при спонсорском участии «Центрополимера» (золотой спонсор) и «Европластика», партнерской помощи «Полипластика» и поддержке «Кортеса», ключевыми вопросами, ответы на которые хотели услышать все участники рынка, были перспективы инвестиционного развития отрасли. Всем хотелось понять, можно ли рассчитывать на увеличение предложения российского полиэтилена и снижение цен на него. Представители сразу четырех компаний выступили с презентациями новых инвестиционных проектов. Интерес к новым инвестициям вполне естественный: рынок продолжает расти и остается хронически дефицитным.

Наиболее динамично растущим сегментом полиэтиленового рынка России, который во многом, «тянет» за собой всю отрасль, является рынок линейного полиэтилена низкой плотности. За последние пять лет его потребление в стране выросло в три раза, причем этот рост не прерывался даже во время кризиса. Сейчас в России потребляется более 160 тыс. т линейного полиэтилена, что составляет уже более 10% рынка. Несмотря на то, что его производство в России ведет «Нижнекамскнефтехим», доля импорта на этом рынке снижается крайне медленно и составляет две трети спроса. Сам же спрос на 90% формируют производители пленок.

В следующем 2012 году ожидался запуск нового производства полиэтилена на Новоуренгойском газохимическом комплексе, интерес к которому у участников рынка был достаточно велик. Заместитель начальника отдела внешнеэкономических отношений и маркетинга предприятия Валерий Василенко рассказал, что планируемый запуск производства перенесен на 2013 год, завод будет производить 400 тыс. т ПЭВД по марочному ассортименту аналогичного имеющимся российским маркам (158 и т.д.). Оборудование по технологии BASF, поставленное в 1995 году, в настоящее время находится в стадии монтажа. Пиролизные печи по технологии Linde мощностью более 400 тыс. т уже смонтированы. Реализовывать продукцию предприятие рядом с Полярным кругом планирует в следующей пропорции: 100 тыс. т на российский рынок, 150 тыс. т на экспорт в Китай и 150 тыс. т на экспорт в Европу. Возможна работа только с одним крупным дистрибьютором. Технологические возможности предприятия допускают выпуск на одной из трех линий сополимеров этилена с винилацетатом и бутилакрилатом. Сейчас обсуждаются детали реализации второй очереди Новоуренгойского ГХК с производствами полипропилена, ПЭНД и линейного полиэтилена. У участников мероприятия вызвали вопросы возраст технологического оборудования, сроки запуска комплекса, оценка спроса на производимые марки полиэтилена и детали его доставки потребителям. Зачем в России еще одно крупнотоннажное производство ПЭВД, спрос на который упал и не обещает быстро восстановиться, к тому же на площадке с крайне сложными условиями производства и логистики, да еще и по морально устаревшей технологии – этого участники конференции так и не поняли. Впрочем, и уверенности в том, что это производство вообще будет запущено, у разочарованных игроков рынка было крайне мало.

Другое крупное производство полиэтилена в скором времени появится на юге России, в Ставропольском крае, на базе буденновского «Ставролена». Начальник управления координации газоэнергетической деятельности и продаж продуктов нефтехимии «ЛУКойла» Александр Раппопорт рассказал о планах компании по развитию производства полиэтилена на данной площадке. Общая мощность предприятия по этилену составит порядка 600 тыс. т, однако параметры мощностей по производству полиэтилена сейчас уточняются.

Запуск новых производств на площадке «Ставролена» запланирован на 2015 год, однако и эта дата может быть скорректирована. Г-н Раппопорт отметил, что даже компании, располагающей собственными сырьевыми ресурсами, крайне непросто развивать полимерный бизнес в России.

По всем позициям российский полиэтилен проигрывает ближневосточному не только в Европе, но теперь уже и в самой России (см. далее). Если бы компания не получила налоговые льготы, то не стала бы реализовывать проект Каспийского ГХК в силу неудовлетворительной экономической эффективности. Неудивительно поэтому, что в России продвигаются только те полимерные проекты, которые уже находятся в «точке невозврата», а новые инвестиционные идеи не появляются.

Выступивший на конференции начальник управления маркетинга полимерной продукции «Сибура» Артем Крупинов сообщил, что компания отказалась от формульного ценообразования (расчет цены ПЭВД исходя из биржевых котировок в Европе и Азии), поскольку компании не всегда было выгодно вести работу по этой схеме. Вместо этого переработчикам и трейдерам предлагается присоединиться к системе «Сибур-Бонус», которая предоставляет скидки и приоритет отгрузок в зависимости от объемов закупок и «финансовой дисциплины» контрагентов. Для переработчиков полимеров эта информация наряду с неопределенностью планов производителей стала еще одной неприятной новостью. Ранее формульные цены позволяли переработчикам хоть как-то планировать производство и закупки, поскольку заключить прямые контракты с поставщиками могут себе позволить лишь немногие дружественные им компании.

Производители стрейч-пленок, для выпуска которой используется линейный полиэтилен, сумели найти временный выход в увеличении импортных закупок. Исполнительный директор компании «Лава» Дмитрий Жарский в эмоциональном и предельно откровенном выступлении подробно рассказал о том, почему рынок «отвернулся» от новых производителей ЛПЭНП в России. При том, что мощности по выпуску стрейч-пленок росли в 2009-10 годах у всех крупных игроков, «Казаньоргсинтез» прекратил выпуск ЛПЭНП, а «Нижнекамскнефтехим» производит его эпизодически. Компания «Лава» выпускает 2-3 тыс. т стрейч-пленки в месяц и нуждается в стабильном сырьевом обеспечении линейным полиэтиленом, которое готовы предложить только импортеры, в частности SABIC. НКНХ, по словам г-на Жарского, совершенно не заинтересован в работе с потребителями и пытается развивать на аффилированных с менеджментом комбината предприятиях в Татарстане и Московской области собственную переработку, для «завоевания» рынка стрейч-пленок. «Дружественные» предприятия с объемами переработки в 3-4 раза ниже лидеров отрасли получают сырье дешевле, с гарантией поставок на два-три месяца и отсрочкой оплаты на месяц. В результате НКНХ осенью потерял две трети контрактов на поставку линейного полиэтилена от двух ведущих производителей стрейч-пленки в России в пользу импортеров, а если бы не усилия «Кама-пластик» и лично Алексея Завьялова, то лишился бы их полностью. «Казаньоргсинтез», ранее пытавшийся придерживаться такой же стратегии, год назад свернул выпуск ЛПЭНП.

Глава Creon Фарес Кильзие огорчен атмосферой прошедшей конференцией. Она показала правдивую, но горькую и безысходную картину всей индустрии. Таких настроений не было даже в разгар экономического кризиса два года назад. Конференция «Полиэтилен 2011» стала, пожалуй, наиболее мрачной и пессимистичной за все восемь лет проведения. Переработчики не понимают, как дальше вести бизнес в России, не обсуждают новые проекты. Политика поставщиков полимерного сырья направлена на подавление каких-либо рыночных начал и предпринимательской инициативы в отрасли, пожинание плодов чужого труда, ведь именно переработчики развивали рынок полиэтилена все эти годы, надеясь, что производители когда-нибудь за ними поспеют. Вместо этого производители за редкими исключениями все активнее выдавливают с рынка не аффилированные с собой компании и превращают весь рынок в олигополию. Объединяться и бороться за свои права переработчики, похоже, не готовы, просто не веря в успех и стараясь сохранить хотя бы те слабеющие позиции, которыми обладают. Те новые инвестиционные проекты, на которые переработчики возлагали определенные надежды, в массе своей нужны только самим компаниям-инвесторам и никому больше, ни внутреннему, ни внешнему рынку.


Ньюсмейкер: Creon — 28 публикаций
Поделиться:

Интересно:

В России стартует проект, объединяющий русскую поэзию и музыку
23.04.2024 18:16 Мероприятия
В России стартует проект, объединяющий русскую поэзию и музыку
Проект "Поэт в России - больше, чем поэт", в рамках которого представят четыре концертные программы, объединяющие русскую поэзию и музыку, стартует в России. Программа первого сезона будет посвящена русским поэтам Александру Пушкину, Михаилу Лермонтову, Сергею Есенину и Сергею Михалкову, ее покажут...
Молодые предприниматели могут стать драйвером всей экономики
23.04.2024 16:46 Новости
Молодые предприниматели могут стать драйвером всей экономики
В Москве прошел форум молодых предпринимателей «Создай наше», организованный Корпорацией МСП и Агентством стратегических инициатив. В его рамках прошла пленарная дискуссия «Развитие и поддержка молодежного предпринимательства в России». Как отметил в начале обсуждения...
Бизнес-форум «Мир возможностей» проходит в ОАЭ
23.04.2024 15:33 Мероприятия
Бизнес-форум «Мир возможностей» проходит в ОАЭ
В Дубае стартовал Международный бизнес-форум «Мир возможностей». За 2 дня (23 и 24 апреля) масштабное деловое событие объединит в Дубае лидеров российского и международного бизнеса для обсуждения сотрудничества в новых глобальных условиях. Форум — событие номер 1 для компаний и инвесторов...
В Петербурге установят памятник незрячим бойцам ВОВ
23.04.2024 13:26 Новости
В Петербурге установят памятник незрячим бойцам ВОВ
На рабочем совещании губернатора Александра Беглова с членами городского правительства принято решение об установке памятника «Слепой слухач – защитник неба блокадного Ленинграда». Монумент призван увековечить память незрячих бойцов ленинградской противовоздушной обороны в годы Великой...
Какие направления предпочитают российские туристы на майские праздники
23.04.2024 09:40 Аналитика
Какие направления предпочитают российские туристы на майские праздники
По предварительным оценкам аналитиков АТОР, порядка 75% поездок на майские праздники туристы совершат по России, а 25% – за рубеж. В России, при сохраняющемся лидерстве курортов Краснодарского края, туристы расширяют географию поездок, а вот в выездном туризме часть спроса с других направлений...