06.07.2017 13:25
Новости.
Просмотров всего: 5533; сегодня: 4.

Икона "Моление о Чаше" для Свято-Никольского храма в Воронеже

Икона

В мастерской во имя св. преп. Алипия Печерского при храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке создана икона «Моление о Чаше» для Свято-Никольского храма в Воронеже. Сюжет Гефсиманского моления, подробно изложенный в евангельских текстах, представлен в иконописной традиции множеством сильных, ярких произведений, полных предельного духовного напряжения. Данный храмовый образ — результат кропотливой работы с древними образцами, интереснейший пример художественного синтеза.

Моление о Чаше в Гефсиманском саду — одна из Страстей Христовых, непосредственно предшествующая Его аресту и мукам. Спаситель, позвав с собой троих ближайших учеников — Петра, Иакова и Иоанна — удалился от остальных апостолов для молитвы. Трижды Он оставлял своих спутников, наказывая им бодрствовать, и погружался в молитву Отцу Небесному. Вначале Иисус молил «пронести чашу сию мимо Него», затем, всё более смиряясь и укрепляясь духом, принял волю Отца. Всякий раз, возвращаясь к трём апостолам, Он находил их спящими, сражёнными усталостью. Вернувшись в последний раз, Христос призвал учеников следовать за собой, ибо «приблизился предающий Его».

Таков сюжет Моления о Чаше, многократно воспроизведенный иконописцами разных школ и эпох. При работе над иконой для храма Николая Чудотворца в Воронеже иконописцы мастерской обратились сразу к нескольким старинным образцам, выделяющимся из общего ряда. Древнейший из них — фреска мастеров македонской школы конца XIII века. Этот период развития византийского искусства, называемый «Палеологовским возрождением», характеризовался пристальным вниманием иконописцев к переживаниям, эмоциям изображаемых Святых, а также к деталям пейзажа на фоне иконы. К той же эпохе относится и другой образец — икона итальянца Дуччо ди Буонинсеньи, одного из ярчайших представителей сиенской школы (XIII-XIV века). Его стиль сочетает в себе черты византийской иконописи, западноевропейского готического стиля и первые приметы раннего Ренессанса с его телесной гармонией и реалистичностью. И, наконец, последним иконописным источником стала фреска Феофана Критского (XVI век), воплощавшего в своей живописи как византийские, так и западные традиции.

Данная храмовая икона, написанная на золотом фоне, содержит в своей композиции весь сюжет Моления о Чаше. В нижней её части помещена группа из восьми апостолов, объятых сном. Выше, среди условных деревьев Гефсиманского сада, изображены трое учеников, ушедших с Христом — Петр, Иаков и Иоанн. Они разбужены вернувшимся Учителем, и их лики полны раскаяния. Обе группы апостолов композиционно наиболее близки к таковым на фреске Дуччо. Спаситель стоит перед апостолами, чуть наклонившись в их сторону, и сопровождает благословляющий жест печальными словами: «Тако ли не возможете единаго часа побдети со Мною?» (Мф. 26:40). Выше, ещё ближе к горнему миру, изображены три молитвы Христа. По сторонам фигуры Спасителя, молящегося в первый и во второй раз, помещены на горных склонах и коленопреклоненны, в центре же — изображение третьего, последнего моления. К стоящему Христу из сегмента небес сходит Ангел Господень, чьё появление укрепляет его дух и силы перед грядущими муками. Примечательно, что рядом с апостолами Спаситель изображён в синем гиматии и пурпурном хитоне с клавом — своих обычных одеждах. Во время молитвы же на Нём лишь пурпурный хитон — символ земной природы Иисуса, явившей слабость, а также знак Его мученичества и жертвенности. Изображение моления Христа сближает икону с фреской Феофана Критского.


Икона "Моление о Чаше" для Свято-Никольского храма в Воронеже

Икона "Моление о Чаше" для Свято-Никольского храма в Воронеже

Икона "Моление о Чаше" для Свято-Никольского храма в Воронеже

Икона "Моление о Чаше" для Свято-Никольского храма в Воронеже

Икона "Моление о Чаше" для Свято-Никольского храма в Воронеже


Ньюсмейкер: Иконописная мастерская во имя св. преп. Алипия Печерского — 18 публикаций
Поделиться:

Интересно:

20 млн учащихся приняли участие в уроке о геноциде советского народа
19.04.2024 16:10 Новости
20 млн учащихся приняли участие в уроке о геноциде советского народа
Накануне Дня единых действий в память о жертвах преступлений против советского народа, совершенных нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны, который отмечают 19 апреля, в российских школах прошли занятия «Разговоры о важном».  В рамках «Разговоров о...
Подмосковье - в числе регионов-лидеров по объему закупок у самозанятых
19.04.2024 09:21 Новости
Подмосковье - в числе регионов-лидеров по объему закупок у самозанятых
С 1 апреля 2020 года самозанятым гражданам разрешили участвовать в закупках по 223-Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» на равных условиях с малым и средним бизнесом. Это способствовало значительному приросту объёма закупок у граждан, применяющих...
День единых действий в память о геноциде советского народа в годы ВОВ
19.04.2024 07:40 Интервью, мнения
День единых действий в память о геноциде советского народа в годы ВОВ
В деле сохранения исторической правды есть особая дата - 19 апреля. В этот день в 1943 году был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР N39 "О мерах наказания для немецко-фашистских злодеев, виновных в убийствах и истязаниях советского гражданского населения и пленных красноармейцев, для...
В Петербурге завершились съемки фильма «Блокадный Трезорка»
18.04.2024 18:13 Новости
В Петербурге завершились съемки фильма «Блокадный Трезорка»
Киностудия «Ленфильм» завершила съемки нового короткометражного фильма – «Блокадный Трезорка». Картина создается по мотивам одноименного рассказа петербургского писателя Александра Смирнова при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга. В годы блокады Ленинграда произошло немало удивительных...
Исторические памятники в московских парках
18.04.2024 09:02 Новости
Исторические памятники в московских парках
Столичные парки не просто места для прогулок и досуга: многие из них хранят память о царях, графах, меценатах и советских воинах.  Деревянный домик Петра I, «Грот», украшенный ракушками со всего мира, и березы партизан — столичные парки представляют собой своего...